- 26 Июн 2020
- 388
- 105
- 22д 13ч 53м
С распадом СССР и появлением Российской Федерации пришло много нововведений. Например, институт омбудсменов или уполномоченных. Прежде всего по правам человека и детей. А относительно с недавнего времени появился также финансовый омбудсмен. Считается, что институт представительства по защите прав и финансовых интересов граждан стал более чем актуален.
Официальное название - Уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг. Деятельность финомбудсменов регулируется ФЗ-№123 от 04.06.2018 г. "Об уполномоченном по правам потребителей финуслуг", который с 01.01.2021 г. вступил в силу в полном объеме.
Из него, вкратце, следует:
Иными словами, рассматриваются заявления по спорам, например:
Исходя из норм указанного закона, условия для обращения:
Стоит подчеркнуть, что механизм работы несколько сложнее по сравнению с теми же нормами ФЗ о защите прав потребителя. А именно:
По всем вопросам, которые могут возникнуть у гражданина по взаимодействию со службой Уполномоченного, есть бесплатная телефонная “горячая линия” - 8 800 200-00-10.
После получения обращения гражданина, служба финомбудсмена:
При несогласии с решением финомбудсмена стороны вправе его обжаловать в судебном порядке. Исковое заявление может быть подано в 30-дневный срок после вступления документа в силу.
По нормам регулирующего закона, Уполномоченный сначала направляет запрос в ту организацию, действия которой оспаривает гражданин. В качестве результата предполагается:
Однако положительный момент в случае Уполномоченного, последствия неисполнения вынесенного им решения для поставщика финансовой услуги или услуг. Неправомерные действия которого гражданином успешно обжалованы.
Подчеркнем, если организация не исполняла решение Уполномоченного в добровольном порядке, гражданин будет вправе затребовать дополнительный штраф (до 50% от суммы взыскания).
В качестве итога можно сказать следующее. С одной стороны, служба финансового уполномоченного может показаться излишним посредником между гражданином и лишь рядом поставщиков и части финансово-кредитных услуг. Потому что есть надзорные ведомства с более широким кругом полномочий и обязанностями по контролю за соблюдением прав и интересов граждан, как Центральный банк РФ и Роспотребнадзор. А также суд. С другой стороны, в последнем случае с гражданским иском по сложным финансовым спорам придется идти только с профессиональным защитником, а это дополнительные предварительные расходы. Или же сам заявитель должен хорошо и профессионально разбираться в гражданском процессе, включая нормы ГПК и законодательства в финансово-кредитной/страховой сфере. Финомбудсмен позволяет обойтись без этого. Пусть и с наличием некоторых ограничений.
Кто такой финансовый омбудсмен в РФ
Официальное название - Уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг. Деятельность финомбудсменов регулируется ФЗ-№123 от 04.06.2018 г. "Об уполномоченном по правам потребителей финуслуг", который с 01.01.2021 г. вступил в силу в полном объеме.
Из него, вкратце, следует:
- Финансовый уполномоченный - призван для защиты интересов и прав граждан в более узком секторе. Поскольку формально, по кредитно-финансовым вопросам регуляторно-надзорные инстанции:
- непосредственно ЦБ РФ по всему, условно, кругу финансовых вопросов;
- непосредственно по всем правам потребителя - Роспотребнадзор.
- В созданный аппарат службы финомбудсмена граждане (физлица, то есть не предприниматели) вправе обратиться к Уполномоченному, как к досудебной инстанции, при возникновении споров (несогласия) с поставщиками:
- страховых услуг (претензии к страховым компаниям, за исключением услуг по полису ОМС);
- финансово-кредитных услуг (претензии к МФО, КПК, ломбардам и банкам);
- а также НПФ (негосударственные пенсионные фонды).
Иными словами, рассматриваются заявления по спорам, например:
- со страховщиками - по размерам или отказу от выплат по полису ОСАГО или условиям договора КАСКО;
- по кредитным услугам - нарушение кредитором условий договора, при возникновении споров по этому поводу;
- по всем - завышенные, излишние или скрытые комиссии по мнению гражданина.
Условия для обращения граждан к финомбудсмену
Исходя из норм указанного закона, условия для обращения:
- Досудебный порядок обращения к Уполномоченному означает, что заявления к нему по спорам, уже рассматриваемым в гражданском судебном процессе, не принимаются.
- Рассматриваемые службой споры - только денежные и/или имущественные, возмещение морального вреда не входит в ее компетенцию. Кроме того, претензии принимаются в порядке общих исковых требований по гражданским делам - не позднее 3 лет когда гражданин обнаружил или мог обнаружить нарушение своих прав.
- Есть ограничения максимальных размеров претензий, предъявляемых гражданином, при подаче заявления в службу финомбудсмена - не более 500 тыс. руб.
- Еще одно существенное ограничение - заявление принимается Уполномоченным только к тем компаниям, которые состоят Реестре, сотрудничающих с данной службой (необходимо проверять актуальность на сайте по адресу https://finombudsman.ru/finansovyye-organizatsii/, в виде скачиваемого файла).
Порядок обращения
Стоит подчеркнуть, что механизм работы несколько сложнее по сравнению с теми же нормами ФЗ о защите прав потребителя. А именно:
- Перед подачей заявления к Уполномоченному, необходимо отправить претензию в адрес того поставщика финансовых услуг, по которым есть спор, не позднее 180 дней после его возникновения:
- если по эл. почте, то на ответ отводится законом 15 дней;
- если Почтой России, то срок рассмотрения 30 дней.
- Только при отсутствии ответа в указанные сроки, после отказа или если не устраивает в полном/частичном объеме, возникает право обращения к Уполномоченному. Подать его можно через сайт - https://finombudsman.ru .
- К заявлению необходимо приложить все те документы или их заверенные копии, которые отражают и подтверждают претензию (если подается в электронном виде, то отсканированные/сфотографированные копии).
По всем вопросам, которые могут возникнуть у гражданина по взаимодействию со службой Уполномоченного, есть бесплатная телефонная “горячая линия” - 8 800 200-00-10.
Действия финансового Уполномоченного
После получения обращения гражданина, служба финомбудсмена:
- В 3-дневный срок (рабочие дни) на электронную/обычную почту/телефон (СМС) направляется уведомление о принятии к рассмотрению или об отказе по установленным законом причинам.
- Если заявление принято, то в уведомлении указывается о его рассмотрении в следующие сроки:
- в обычном порядке - 15 рабочих дней;
- при необходимости проведения экспертизы - 25 рабочих дней;
- если интересы гражданина представляет посредник (представитель), срок рассмотрения - 30 рабочих дней.
- Если рассмотрение невозможно без личного присутствия сторон спора (их представителей), они вызываются на очную встречу через предварительное уведомление (за 5 дней).
- Вынесенное решение службой Уполномоченного направляется сторонам заявительного спора и вступает в юридическую силу по истечении 10 дней.
При несогласии с решением финомбудсмена стороны вправе его обжаловать в судебном порядке. Исковое заявление может быть подано в 30-дневный срок после вступления документа в силу.
Особенности рассмотрения и исполнения
По нормам регулирующего закона, Уполномоченный сначала направляет запрос в ту организацию, действия которой оспаривает гражданин. В качестве результата предполагается:
- частичное или полное удовлетворение претензии;
- мировое соглашение;
- отказ.
Однако положительный момент в случае Уполномоченного, последствия неисполнения вынесенного им решения для поставщика финансовой услуги или услуг. Неправомерные действия которого гражданином успешно обжалованы.
- Если организация не исполняет решение Уполномоченного или заключенное при его посредничестве мировое соглашение, то заявитель вправе затребовать специальное удостоверение:
- в течение 3 мес. со дня указанной даты исполнения;
- получить его можно как лично, так и попросить посредством письменного заявления направить такой документ почтой.
- Полученное удостоверение передается для исполнения в службу судебных приставов. То есть имеет силу решения суда.
Подчеркнем, если организация не исполняла решение Уполномоченного в добровольном порядке, гражданин будет вправе затребовать дополнительный штраф (до 50% от суммы взыскания).
В качестве итога можно сказать следующее. С одной стороны, служба финансового уполномоченного может показаться излишним посредником между гражданином и лишь рядом поставщиков и части финансово-кредитных услуг. Потому что есть надзорные ведомства с более широким кругом полномочий и обязанностями по контролю за соблюдением прав и интересов граждан, как Центральный банк РФ и Роспотребнадзор. А также суд. С другой стороны, в последнем случае с гражданским иском по сложным финансовым спорам придется идти только с профессиональным защитником, а это дополнительные предварительные расходы. Или же сам заявитель должен хорошо и профессионально разбираться в гражданском процессе, включая нормы ГПК и законодательства в финансово-кредитной/страховой сфере. Финомбудсмен позволяет обойтись без этого. Пусть и с наличием некоторых ограничений.