- 9 Авг 2021
- 8,250
- 4,589
- 359д 1ч 21м
Из-за жесткого регулирования рынок микрофинансов пошел по экосистемному пути
Во второй половине 2025 года микрофинансистам приходится жить по новым правилам. Однако впереди классические МФО ждут еще более сложные вызовы — помимо соответствия все возрастающим регуляторным требованиям, придется выдержать жесткую конкуренцию со стороны банков и маркетплейсов. Чтобы выжить в новой реальности, независимые игроки строят собственные экосистемы вокруг МФО, и уже сейчас такой подход обеспечивает четверть доходов отрасли.Микрозаймам закручивают гайки
Второе полугодие 2025 года выдалось богатым на неприятные сюрпризы для микрофинансового рынка. Первым и весьма существенным ужесточением стал запрет для банков и МФО со стороны ЦБ с 1 июля на использование данных из кредитных историй при расчете показателя долговой нагрузки (ПДН) заемщиков. Регулятор обязал их применять актуальные официальные сведения о доходах, например, из ФНС или «Госуслуг». Но если банки и раньше запрашивали при выдаче кредита справку 2-НДФЛ, то к МФО таких требований не было, что значительно ускоряло процесс и увеличивало число потенциальных заемщиков. Помимо этого, с 1 января 2026 года МФО запретят учитывать и самодекларируемые доходы заемщиков.Осень принесла МФО целый букет неприятных инноваций. С 1 сентября вступили в силу поправки к закону «О связи», которые позволяют абонентам отказаться от массовых обзвонов. Компаниям для массовых обзвонов теперь необходимо заключить договоры с операторами и получить предварительное согласие абонента, что вызвало недовольство финансистов (см. “Ъ” от 5 августа и 25 сентября). По оценке СРО «МиР», в результате новации стоимость каждого вызова вырастет в среднем на 50 коп. Учитывая, что крупная МФО совершает около 10–30 млн звонков в месяц, дополнительная нагрузка составит от 15 млн руб., что приведет к росту расходов на связь в 5–10 раз.
Кроме того, с 1 сентября по требованию ЦБ МФО должны проверять, кому перечисляют деньги и действительно ли реквизиты принадлежат заемщику, который оформил онлайн-заем. Для проверки МФО должны запрашивать в банке информацию о владельце счета или карты. Помимо этого, микрофинансисты обязаны проверять подозрительных клиентов в базе ФинЦЕРТа ЦБ. А с марта 2026 года обязаны будут наполнять базу данными о мошеннических займах (см. “Ъ” от 27 августа). Кроме того, с 1 сентября начал действовать «период охлаждения» — займы на 50–200 тыс. руб. стали доступны для использования только через четыре часа после подписания договора, а свыше 200 тыс. руб.— через 48 часов. В этот период человек вправе отказаться от займа.
Клиента узнают только «в лицо»
Впрочем, все перечисленные меры меркнут перед грядущими инновациями. МФО при заключении договоров займа в электронной форме будут обязаны осуществлять идентификацию или аутентификацию заемщика с использованием ГИС ЕБС. Микрофинансовые компании (МФК, 39 компаний) должны будут подключиться к сервису до 1 марта 2026 года, микрокредитные компании (МКК, 815 компаний) — до 1 марта 2027 года.И к этому вызову не готовы большинство участников рынка.
«Использование биометрии потребует от каждой МФО перестроить IT-систему и выделить средства на обеспечение соблюдения данного требования»,— поясняет исполнительный директор финансового портала «Выберу.ру» Ярослав Баджурак.
По разным оценкам, размер инвестиций в собственное решение будет составлять порядка 40–60 млн руб., это смогут себе позволить лишь 10% компаний, указывает он.
«У небольших компаний этих денег просто нет»,— констатирует гендиректор финансовой онлайн-платформы Webbankir Андрей Пономарев.
Есть и другая не менее важная проблема. В настоящее время биометрией в России пользуются лишь 3–4 млн человек, тогда как активная клиентская база рынка МФО составляет около 15 млн человек.
«Это создает фундаментальный разрыв: законодательство требует в обязательном порядке применять инструмент, которым наша целевая аудитория массово не пользуется»,— указывает гендиректор МФК «МигКредит» Александр Пустовит.
По его словам, если оставить «только обязательную идентификацию через ЕБС, мы рискуем потерять до 80% клиентов».
Впрочем, предполагается, что эти требования будут смягчены в будущем.
«Планируется, что будут внесены изменения в данный законопроект с целью разрешения использования для идентификации банковских ID»,— указывает гендиректор МФК «Саммит» Алексей Имховик.
В настоящее время с тремя такими сервисами «можно налаживать интеграцию», отмечает он. Однако и это потребует дополнительных затрат участников рынка.
Еще одна новация, которую рынок ждет с не меньшим опасением, чем внедрение биометрии,— ограничение числа дорогих займов на одного клиента. Согласно анонсированным недавно планам ЦБ, с 1 января 2026 года для МФО начнут действовать первые ограничения — клиент сможет иметь до двух займов одновременно, полная стоимость (ПСК) которых превышает 200% годовых. А с 1 января 2027 года этот подход станет еще более жестким — начнет действовать ограничение «один заем в одни руки» с ПСК от 100% годовых, а также «период охлаждения». Новую «дорогую» ссуду можно будет выдать клиенту только через три дня после погашения прежней.
В целом эта мера напрямую ударяет по маржинальности бизнеса.
«Компаниям только предстоит развивать новые продукты со сниженной ставкой и привлекать более качественную клиентскую базу»,— отмечает ведущий аналитик по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА» Вадим Крапп.
«Мы уже видим достаточно жесткий фильтр»,— указывают в СРО «МиР».
При текущих законодательных ограничениях и внутренних бизнес-моделях 80% первичных клиентов не проходят скоринг и получают отказ. Если перекрыть доступ населения к заемным средствам у реестровых кредиторов, «вопрос закредитованности не будет решен, потребность сохранится и побудит физлиц искать другие источники финансирования», считают в СРО.
Трансформация ради выживания
Одновременно на рынке микрозаймов резко выросло присутствие кэптивных и банковских МФО.«Долгое время и мы, и наши коллеги по отрасли полагали, что банковские МФО будут работать только с собственным отказным трафиком, не выходя за пределы уже существующей клиентской базы. Еще год назад так и было»,— отмечает гендиректор МФК «Джой Мани» Максим Пащенко.
Но сейчас кэптивные МФО стали полноценными рыночными игроками. По данным ЦБ, объемы выдачи займов банковскими и кэптивными МФО во втором квартале 2025 года составили 349 млрд руб., в 1,9 раза превысив показатель независимых МФО (184 млрд руб.). При этом расхождение увеличивается — год назад объем выдач банковских МФО был ниже, чем у независимых участников рынка.
Эксперты относят к основным преимуществам банковских и кэптивных МФО дешевое фондирование по сравнению с рыночными игроками (см. “Ъ” от 20 августа). Сами же игроки из этого сегмента указывают на другие аспекты.
«Сила кэптивных МФО и маркетплейсов — в сокращении операционных затрат и качественном управлении клиентскими потоками, возможности использования персонализированных подходов для роста лояльности клиентов, их желании повторно обращаться в компанию, где они могут получить целый спектр услуг»,— отмечает директор МФК «ОТП Финанс» (входит в группу ОТП-банка) Анна Высоцкая.
В условиях, когда рынок микрофинансирования постоянно подвергается стрессовым законодательным изменениям, идет поиск новых решений, отмечает Ярослав Баджурак. Одним из них стал экосистемный подход, в рамках которого вокруг МФО выстраивается целый холдинг из компаний смежных отраслей.
По словам Вадима Краппа, крупным МФО присуща диверсификация бизнеса и монетизация наработанных компетенций или решений, что обуславливает выделение новых бизнесов под холдинговой структурой.
«Чтобы не уступать в конкурентной борьбе, крупные МФО развивают полноценные экосистемы и дочерние бизнесы, чтобы повысить устойчивость и успешно адаптироваться, получать положительный эффект от удержания клиентов в едином контуре»,— говорит главный управляющий директор ГК Lime Credit Group Олеся Киселева.
По словам Максима Пащенко, «такой подход позволяет балансировать снижение в одном сегменте приростом в другом».
В частности, помимо профильных МФК и МКК, в такие группы могут входить коллекторские компании, IT-компании, краудлендинговые платформы, а также страховые компании и небольшие банки. Регуляторные ограничения подталкивают рынок к трансформации — переходу от типичной роли кредитора к компании, решающей более широкие финансовые и жизненные задачи клиента, подчеркивает директор по развитию бизнеса «А-Деньги» Надежда Димченко.
Оправданность такого подхода подтверждают цифры. Так, по данным ЦБ, прибыль МФО по итогам перового полугодия 2025 года составила 25 млрд руб. (минус 5% год к году). При этом около трети МФО работают в убыток, в основном это небольшие компании. «Процесс консолидации в отрасли МФО сохраняется — доля топ-20 крупнейших компаний по портфелю займов обновила многолетний максимум и достигла 65%»,— следует из отраслевого обзора ЦБ. Дополнительные направления деятельности поддерживают доходы крупных МФО с развитой технологической инфраструктурой. По оценке регулятора, в первом полугодии 2025 года непрофильные направления обеспечили 23% доходов отрасли.
Как считает Алексей Имховик, в случае реализации планируемых изменений в 2026–2027 годах речь пойдет не об успешном развитии сектора, а о выживании большинства участников.
«К концу 2027 года из официально зарегистрированных более 800 МФО останется не более 350–400 МФО»,— оценивает он.
И в этих условиях «судьба одиночных МФО печальна — или их поглотят, или они уйдут в узкие ниши», резюмирует Александр Пустовит.
Источник: Коммерсантъ