Больше прав для должников В пояснительной записке к законопроекту № 366704-8 сказано, что актуальность нововведений объясняется стремлением государства внести ясность в некоторые вопросы взыскания. В частности, речь идет об установке единых для всех игроков отрасли — банков, ПКО и МФО — требований к тому, в какой форме взыскатели должны коммуницировать с неплательщиками. Одним из ключевых требований закона является исключение анонимности в подобном взаимодействии. Взыскатели обязаны будут отправлять должникам сообщения только с номеров, зарегистрированных на компанию и зафиксированных в договоре с операторами сотовой связи. Использование скрытых номеров или электронных адресов коллекторам будет запрещено. Потребуется буквенное или символьное обозначение отправителя. В сообщение должно быть указано название кредитора или его представителя, а также контактный номер телефона для связи. В законе закрепляется право должников или третьих пострадавших лиц обращаться с жалобами на нарушения при взыскании посредством телефонии. В обращении должны быть указаны номер телефона, с которого велось общение, дата, время и другие подтверждающие данные. Подать жалобу можно будет в ФССП России через сервис «Госуслуги». В пояснительной записке к законопроекту уточняется, что это требование необходимо, так как некоторые недобросовестные взыскатели злоупотребляют своим правом, устанавливая автодозвон не только для должников, что уже является нарушением, но и для их близких, коллег и даже государственных ведомств. Кроме того, должники смогут отказаться от коммуникации с коллекторами вне зависимости от наличия просроченной задолженности. В таком случае коммуникация должна быть прекращена в течение трех рабочих дней. Если по данному случаю уже было вынесено судебное решение, совершена исполнительная надпись нотариуса или выдан исполнительный документ, срок реализации отказа будет отложен на два месяца. Техническая модернизация Поправки в 230-ФЗ 2025 года наделяют новыми полномочиями ФССП России. Судебные приставы получили возможность запрашивать у операторов связи данные о звонках и сообщениях, а также требовать информацию у бюро кредитных историй, чтобы разобраться в поступившей жалобе. Если будет установлено, что правонарушение действительно было совершено, материалы могут быть переданы в правоохранительные ведомства.